Ja – сокращение от Jeffrey Atkins. Уроженец Квинса известен не только хитами, достойными попадания в зал славы хип-хопа, но и бифами с DMX, 50 Cent и всем лагерем Shady/Aftermath. 50 Cent обвинял Ja в копировании Тупака (Джа в ответ упрекал в этом же 50), а у DMX было иное мнение – он считал, что Ja Rule крадет его стиль.
Зловещее начало Впервые вы могли услышать о Ja Rule в 1995 году в составе команды Cash Money Click (не путайте с нью-орлеанскими "миллионерами" Cash Money). Его ангелом-покровителем стал битмейкер Ирвинг Лоренцо, ставший известным в мире хип-хопа под кровавым псевдонимом Irv Gotti (Готти – один из легендарных персонажей истории криминальной Америки, и Лоренцо, создавая лейбл с угрожающим названием Murder Inc., решил, что и его никнэйм должен быть достаточно зловещим).
Молодой парень из нью-йоркских трущоб прошел непростую дорогу из глубин андеграунда через мясорубку бутлегов и микстейпов к самой вершине – в конце 90-х возникли очертания проекта супергруппы Murder Inc., в состав которой должны были войти DMX, Jay-Z и Ja Rule. В 1998 это трио записало совметный трек для фильма "Streets Is Watching". Но проект остался только проектом. Единственное, что из него сумели выжать Джа и Готти, это хит "It's Murder", записаный звездной троицей для дебютного альбома Ja Rule "Venni Vetti Vecci".
Радио-шансон
Диск принимал подачу с Западного побережья – Джа представал перед слушателями ярым сторонником стиля жизни thug life. Пластинка получилась резкой и по-хорошему злой. Но Ja не повезло – он оказался вторым. Саунд, тематика и даже тембр голоса – все заставляло людей вспоминать DMX. Поэтому на втором альбоме "Rule 3:36" крутой парень Ja уступил место ранимому и чувственному джентльмену.
Трансформация пошла Джа на пользу – его песни показались радиостанциям весьма приемлемыми и треки "Between You and Me", "Put It on Me" и "I Cry" зазвучали в эфире. Поскольку "воровские баллады" формата радио-френдли были приняты на ура, на третьем альбоме решено было продолжать двигаться в избранном направлении. Это позволило издать в 2001 году диск "Pain is Love", который принято считать лучшим альбомом Джа.
Заглавным хитом стал мелодичный трек "Livin` It Up", основой которого стал сэмпл из Стиви Уандера. Весьма хорош был ремикс на "I`m Real" Дженнифер Лопес, куда были аккуратно имплантированы слова Джа. Запомнились треки "Smokin And Ridin", "Always On Time" с Ашанти, и "So Much Pain" с Тупаком.
Убийцы и Nas
Успех альбома "Pain is Love" сделал Ja Rule паровозом, который, набрав хороший ход, вывез на себе еще множество других артистов лейбла. В большей степени это относится к Ashanti, в меньшей – к Caddilack Tah, Black Child и прочим проектам Murder Inc. О росте статуса этой рекорд-компании говорит тот факт, что в 2002 году в ряды "убийц" чуть было не вписался такой динозавр как Nas.
После того, как знаменитая рэп-радиостанция Hot 97 не поддержала Наса в его конфликте с Jay-Z, король Квинса нашел поддержку у своих земляков – Джа и Готти. Распространились слухи, что следующий альбом Наса будет издаваться Murder Inc. Насир даже поучаствовал в треке "Pledge" для альбома Ja Rule "The Last Temtation", но на этом сотрудничество завершилось. "God`s Son" вышел без участия The Inc. – на Columbia/Sony.
Сам Ja тем временем начал свою кинокарьеру. Начал популярным фильмом "The Fast and the Furious" (в российском прокате – "Форсаж"), но ничего выдающегося не показал. Из остальных его ролей можно отметить также фильм "Scarry Movie 3" ("Очень страшное кино-3").
Ja против Полтинника
Конфликту Ja Rule и 50 Cent было отведено немало места и времени в средствах массовой информации. Поводом (как обычно) стала неразборчивость Полтинника в словах – в песне "Your Life's On The Line" он посмеялся над Ja, включив в рефрен строчку "murder/I don`t believe you" (Убийца, я тебе не верю). Прекрасно понимаю Джа – обидно, досадно. С другой стороны, никто же не заставлял мелкого жулика из Квинса становиться первым лицом лейбла с названием "Убийство Инкорпорейтед" и в каждом втором треке выкрикивать "murda…yo!". Тут-то Полтинник, который вообще никогда не испытывал пиетета даже к тяжеловесам хип-хопа, и нашел чем подколоть "не следящего за базаром" Джа.
В активе парочки: две потасовки между Джа и Фивти (в обеих Джа победил по очкам), а также взаимный обмен колкостями, обвинениями, непристойной руганью и прямыми угрозами. В общем, не скучают сами и не дают другим.
Полный провал
Белая полоса для Ja закончилась после выхода альбома 2002 года "The Last Temtation". В 2003-ем неприятности посыпались на Ja Rule, как удары молодого Рокки Марчиано на голову сорокалетнего Джо Луиса. Обыски офисов Murder Inc. сотрудниками ФБР – это только полбеды. Хотя они уронили статус лейбла до уровня плинтуса. Пришлось даже менять название с Murder Inc. на The Inc., что для понимающих людей равноценно безоговорочной капитуляции. Самой большой неприятностью для Ja и его братвы стал феноменальный успех дебютного альбома 50 Cent "Get Rich Or Die Tryin`".
2003-ий стал годом 50, а его оппонент Ja Rule был растоптан. Фивти называл Джа подражателем Тупака – и был прав. Он обвинял его в написании поп-рэпа – и после многочисленных дуэтов с Ashanti и иже с ними Ja нечего было возразить. Все что он мог сделать – разразиться серией оскорблений в адрес 50 и его «солагерников» по Shady/Aftermath. Что он и сделал на альбоме "Blood in My Eye". Досталось всем, за исключением Дре; персона Эминема тоже не была обойдена вниманием. Альбом оказался возвращением к традициям 1999-го года – более жестким и суровым. Но ощутимых дивидендов из такой трансформации Джа не извлек – материал диска удивлял бездарностью. Скучно и безыскусно. Полный провал.
Снова в игре
Альбом 2004 года, вышедший в конце ноябре, похоже, станет шансом для Джа Рул вернуться в большую игру и выбраться из ямы, по привычке вытаскивая на себе весь отряд The Inc. Диск "R.U.L.E." называют самым большим успехом Джа со времен "Love is Pain". Хит "Wonderful" с R. Kelly, горячий продакшн от Cool&Dre (об этих битмейкерах, сделавших последний альбом Terrorsquad, говорят, что парни способны подвинуть Neptunes) в треке "New York", при участии Jadakiss и Fat Joe; наконец, трек "Life`s Going On" в стилистике 2pac (от себя не убежишь) – все это заставляет поверить, что Ja снова с нами.